ДНЕВНИК ФИНАНСОВОГО ДИЛЕТАНТА.
Как выбрать хорошие акции. Фундаментальный анализ.
Как мы уже говорили фундаментальный анализ - это оценка финансовых показателей компании. Собственно говоря, по другому мы и не сможем оценить бизнес, так как не являемся профессионалами в той или иной сфере деятельности компании. Чтобы реально оценить продукцию например
$INTC или
$AMD мы должны сами заниматься разработкой чипов, иначе мы легко можем стать жертвами маркетинга. Так и в любой другой отрасли: знающий человек всегда убедит незнающего в своей правоте. А вот цифра в строке чистая прибыль говорит сама за себя, лучше любой рекламы. Предвосхищая вопрос сразу отвечу: никакого смысла подделывать финансовую отчетность у компании нет. Если компания нарисует себе ненастоящую прибыль, то налоги с нее придется заплатить самые настоящие. А писать себе фиктивный убыток, портить отчетность и распугивать потенциальных акционеров довольно странное занятие. То есть подделывать финансовую отчетность не только противозаконно, но и невыгодно. Следовательно, будем исходить из того, что она настоящая.
Не думайте, что в финансовом отчете сможет разобраться только бухгалтер. Ведь наша задача не составлять его а анализировать. А зачастую бывает и так, что человек с финансовым образованием видит отчетность, понимает ее, но что с ней делать дальше просто не представляет. Наша же задача составить некий алгоритм оценки, математическую модель, которую потом можно будет применить к любой компании.
Существует огромное количество финансовых показателей, таких как выручка, прибыль, EBITDA, собственный капитал, заемные средства и еще большее количество мультипликаторов, получаемых путем деления одного показателя на другой. Когда я захожу на какой-нибудь ресурс с финансовыми показателями и мультипликаторами, то ощущаю себя дояркой в магазине LOUIS VUITTON. Совершенно непонятно с чего начать. А кроме того никакая математическая модель не может повторить реальность, так, как переменных становится настолько много, что все их просто невозможно учесть. Поэтому мы просто не будем рассматривать те показатели, которые не повлияют на наш конечный выбор. Таким образом каждый из нас сможет создать свой уникальный конструктор по оценке бизнеса. Приведу пример: компания удовлетворяет всем нашим требованиям: растущая выручка, растущая прибыль, высокая рентабельность акционерного капитала, но при всем этом она сильно закредитована. Все узнали {$DSKY}? Вот если один этот плохой показатель удержит вас от покупки, то он важен для вас и его необходимо в ваш персональный конструктор включить. А если этот плохой показатель не повлияет на ваше решение о покупке, то его просто не стоит рассматривать, что бы не вносить в размышления лишний информационный шум. Таким образом необходимо пройтись по всем показателям и оставить только те, которые влияют на принятие решения. Для себя я оставил следующие: выручка (S), прибыль (Е), окупаемость бизнеса (Р/Е) или доходность (Е/Р), рентабельность акционерного капитала (ROE), рентабельность активов (ROA) и закредитованность (финансовый леверидж). Дальше попробуем разобраться почему же они так важны.
P.S. Было бы интересно почитать в комментариях какими показателями пользуетесь вы для оценки компании.