Инвестируем в другую реальность.
Часть 1 - VR
Глава 1. Потребительские VR-шлема
Это первая часть про инвестиции в сферы Virtual Reality, Augmented Reality, Spatial Computing.
Рынок потребительский непроприетарных девайсов по сути делят HTC ($2498) и Oculus ({$FB})
Еще год назад HTC уделывали Oculus по всем фронтам, все эксперты, включая меня, предпочитали именно их продукцию. Потом пришел новый директор, который сказал, что такой большой фокус на VR был ошибкой его предшественника. После этого они выпустили пару странных унылых девайсов.
Из хороших конкурентных товаров у HTC есть шлем с айтрекингом (отслеживание движения глаз) и лайтхаусы (система позиционирования шлема и контроллеров, подходящая к разным шлемам).
Отслеживание глаз в шлемах нужно для экономии энергии и ресурсов видеокарты (ямочный рендеринг - качественная картинка рендерится только там, куда смотришь), как альтернативный способ управления происходящим, чтобы проводить анализ того, как воспринимает экспириенс и куда смотрит пользователь (для маркетинговых и продуктовых исследований).
Речь идет о стационарных домашних станциях виртуальной реальности, которые привязаны проводами к очень мощным компьютерам. Мобильное standalone-решение (не требуется компьютер, никаких проводов, вся начинка прямо внутри шлема)от HTC - мертворожденный уродец.
И вот год назад отстающий Oculus выдал два грандиозных продукта, которые завоевали пользовательский рынок.
Первый и самый главный - standalone-шлем Oculus Quest. Несмотря на то, что у автономных систем графические возможности слабее стационарных систем с мощными компами и крутыми видеокартами, общий уровень пользовательского опыта улетает ту зе мун, он невероятно крут. При этом цена полного комплекта Quest - $399 против $1500-2000 стационарного комплекта. Это просто победа.
Второй девайс - стационарный шлем Oculus Rift S. Он со всех сторон хорош (я могу про это наговорить на пару часов, но тут такой формат).
В итоге по работе я использую в основном Rift S, а для души - Quest.
В идиллию HTC и Oculus с двух ног ворвалась компания Valve (создают игры + крупнейший магазин компьютерных игр Steam) со своим комплектом на основе hi-end шлема Index и принципиально новых контроллеров Knuckles. Это самое крутое, что можно сейчас купить для игр. Самый сок и самый жир.
Чтобы разогреть продажи этого девайса, Valve выпустила лучшую на данный момент VR-игру HALF-LIFE:Alyx.
Еще есть нишевые решения вроде шлемов Pimax - это потребительские шлема с самым большим разрешением и самым большим углом обзора. Но к ним нужны лайтхаусы для трекинга от HTC, например + какие-нибудь контроллеры.
К проприетарным относится VR от Sony Playstation ($SNE). Этих гарнитур по факту сейчас больше всего. При очень низкой технологичности и ужасной графике, качество экспириенсов весьма высоко + много этих самых игр. Уже готовится следующее поколение, которое выйдет под Playstation 5, и это будет бомба-пушка.
Инвестировать нужно и в HTC, и в Facebook, и в Sony. Если можете в Valve - тоже.)))
Если хотите во что-то одно, то $FB. Постараюсь объяснить коротко: экстраполируйте их продукты - социальная сеть, видеосвязь, игры, торговая площадка, рекламная сеть - в VR.
Есть еще родной брат VR - платформа Mixed Reality от Microsoft
$MSFT , которые также являются авторами самого продвинутого шлема дополненной реальности Holo Lens 2. Сюда тоже очень нужно нести свои денежки.)