IPO и PRE-IPO: в чем отличие?
Как видите, сейчас вообще нету размещений более 1,5 млрд рублей (это нижняя граница, по сути, с каким размещением компания может выйти на биржу).
Все просто потому, что это дорого + люди сейчас не будут участвовать в дорогом размещении, а дешевое размещение готовы делать не все (последнее норм IPO - аренадата)
То есть по факту, чтобы все прошло win-win, нужно, чтобы было соблюдено несколько критериев в текущей коньюктуре:
- Компания должна быть в IT
- Быть безумно растущей
- Дать огромный дисконт
- Потратиться на рекламу и продвижение у брокера.
Как понимаете, не все могут позволить себе это (мало кто имеет кучу кэша на балансе, а деньги дорогие)
Поэтому, как сейчас поступают компании: выходят на pre-ipo собирая до 1 млрд рублей => вкладывают деньги в себя, чтобы было проще выйти потом на IPO => выпускают эти акции на внебиржу => выходят на IPO с бОльшим размещением. (Пример: ВУШ, он тоже выходил изначально через pre-ipo).
1)В чем плюсы и минусы? (Отличия)?
- когда компания выходит на pre-ipo ей нужно рекламировать себя самой: достучаться до тех, кто торгует на Мосбирже, чтобы человек перешел на платформу для предварительного листинга, зарегистрировался, подал заявку и ждал, пока акции выйдут на внебиржу в какой-либо брокер
По факту, многие и участвуют в таких размещениях чисто потому, что если акция выйдет в какой-нибудь Тинькофф - это большой позитив для нее. Да и вообще, все, что попадает в тинькофф внебиржу - плод для разгона.
- Pre-ipo предполагает условно размещение до 1,5 млрд (IPO - больше)
- в pre-ipo ты получаешь столько, акций, сколько ты купил => 100% аллокация. В IPO если размещение условно 1 млрд, а собрали 10 млрд => участники получают 10% от заявки
- В pre-ipo ты должен ждать, пока акция выйдет на внебиржу/ пойдет на IPO. (P.S: далеко не факт, что вы заработаете на этом. Опять приведу ВУШ - там заработать не получилось).
- Гораздо сложнее оценить компанию: часто выходят какие-либо венчуры.
Например, самолет+ на самом деле хорошая история: крутой рост, что даже сам бизнес не хочет ассоциировать себя с головным застройщиком (так как это сервис -у них таких проблем нету). Но слишком много споров вышло: дешево это или дорого? Я немного все же поучаствовал.
- Мало ликвидности после выхода на внебиржу, в отличие от IPO.
2)Что в теории может выйти?
• Цифровые привычки (наверное самое интересное)
• Интерскол (электроинструменты)
• HYPER (они стартовали в брокерах на 87% выше pre-ipo) - удачный кейс
• Даблби (кофе-автоматы). Решили пойти с маркетингом. инвесторы могут компенсировать до 50% суммы вложений через Московский инновационный кластер.
• ultimate education (образование)
• SR SPACE (хотели собрать 1,5 млрд - получилось 23,5 млн). В таком случае размещение отменилось и те, кто подали заявки - вернули свои деньги.
И тд.
3)В общем:
История прикольная, но очень тяжелая с точки зрения заморозки средств и оценки компаний.
Я все же больше консервативен в этом плане и участвую в прямых размещениях прямо на брокер.
Но я думаю просветить вас в это мне точно стоило!)
Если такое интересно - дайте знать)
Вы можете подписаться, чтобы быть в курсе всех новостей и идей, а я продолжу радовать вас аналитикой 🤝
Кстати, больше идей и статей в профиле! 🥸
Спасибо 🙏