10 февраля 2024
Финансовый эксперимент на детях (реалити)
Моему сыну Льву 4 года, и у него уже есть свои деньги. Из гонораров за работу моделью, подарков родственников и моих отчислений накопилась сумма порядка 100 000. Они находятся на брокерском счете, о котором ребенок пока не знает. Но сейчас я решила дать ему возможность впервые на собственном опыте познакомиться с тем, как работают деньги.
Почему созрело такое решение? Как любой нормальный ребёнок, Лёва порой ломает и портит как свои игрушки, так и вещи взрослых. Родительские попытки объяснить, что нужно ценить то, что имеешь, поскольку это стоит денег и труда, пока совершенно бесполезны. Ребёнок не имеет того опыта, который позволил бы ему осознать вложенные в испорченные предметы старания и финансовые затраты. Я подумала, что он должен почувствовать, как время жизни, усилия, терпение и целеустремленность превращаются в вещи, которые можно купить.
Чего я хочу добиться? Чтобы Лев к окончанию садика:
1. Научился ценить то, чем обладает;
2. Чувствовал ответственность за свои разрушительные действия;
3. Понял, как время влияет на деньги;
4. Узнал несколько способов накопления, заработка и приумножения денег и научился их использовать (с моей помощью);
5. Научился ставить финансовые цели, принимать финансовые решения и генерировать собственные бизнес-идеи;
6. Имел понятие о законных и незаконных способах получения денег, знал об ответственности за использование незаконных способов и, соответственно, осознанно избегал их.
Что сделано на данный момент?
Я оформила для него детскую карту и мы договорились, что каждый понедельник он будет получать на эту карту по 100 рублей (он уже знаком с цифрами и осваивает простейшую арифметику). Первую сотню он уже получил, и я показала ему, как совершаю перечисление в приложении и как деньги оказываются на его счету, чем он сильно впечатлился.
Далее мы обсудили, что можно купить на 100 р., а на что этой суммы не хватит. Зашли на маркетплейс посчитали, сколько недель ему потребуется, чтобы накопить на ту или иную понравившуюся игрушку. В процессе обсуждения он пришел к выводу о том, что, во-первых, купить одновременно всё, что хочется, не выйдет, а во-вторых, что на слишком дорогую игрушку он пока не готов копить так долго, и лучше выберет что-то подешевле, что можно будет купить раньше. Это было его первое осознание того, как время влияет на финансовые решения.
Всю последующую неделю он спрашивал меня, когда можно будет получить очередные 100 р. на карту и нельзя ли, чтобы они появились прямо сегодня. Я напомнила ему, что раньше очередного понедельника они не появятся, и мы ежедневно считали, сколько дней осталось до понедельника, и так он еще раз смог почувствовать, как деньги работают во времени.
Поскольку теперь Лев постоянно высказывает новые идеи по поводу того, на что он собирается копить, мы сегодня продолжили знакомство с миром финансов и поговорили с ним о том, как можно ускорить получение денег. Я рассказала ему, что деньги можно зарабатывать, делая что-то полезное для других людей. Однако, с учетом его возраста постоянные заработки мы пока в расчет не берем (а разовые гонорары за съемки слишком редки и нерегулярны, чтобы основывать на них планирование). Зато мы обсудили альтернативный способ приумножения накоплений, который для Льва доступен. Это накопительный счет с начислением процентов. У нас детская карта оформлена в Тинькофф, и такой счёт называется «Копилка». Лёве понравился мой рассказ о том, что можно взять свои деньги, как зернышко, и положить на такой счет, как в плодородную землю, чтобы через определенное время из начальной суммы вырос дополнительный росточек. И тогда накопить на новую игрушку удастся быстрее. Это мы уже в одном шаге от понимания принципа работы сложного процента😎, но не будем забегать вперед)
Если интересно, как мы будем действовать дальше и что у нас в итоге выйдет, подписывайтесь и следите за успехами Лёвы!