Выручка онлайн-кинотеатров в России за 2023 год выросла на 45%
По итогам 2023 выручка онлайн-видеосервисов в России выросла на 45% до 80,9 млрд руб. (против 55,8 млрд годом ранее), вернувшись к высоким темпам роста, который рынок демонстрировал до 2021 года включительно. Такая информация приводится в отчете «Рынок онлайн-видео 2022-2023 гг», опубликованном ИАА TelecomDaily в марте 2024 года.
Для сравнения, по итогам 2022 года рост выручки не превысил 5-10%. Однако точно сравнивать с предыдущими данными было бы некорректно из-за измененной в 2024 году методики, пояснили исследователи. В целом же динамика очевидна: с 2019 по 2021 выручка в среднем росла на 53% ежегодно. Отток, наблюдаемый в 2022, эксперты связывают с уходом ряда крупных сервисов и снижением покупательской активности.
Платная модель (в основном оплата подписки, но сюда же входит заказ одной единицы контента) продолжала укреплять позиции по сравнению с рекламной (бесплатный просмотр при условии обязательной рекламы). По итогам 2022 года доля выручки от рекламной модели снизилась до 10%, в 2023 — до 8%. Для сравнения, в 2018 рекламная модель обеспечивала 36%, говорится в отчете.
Объем российского рынка интернет-кинотеатров в 2023 году составил 94,2 млрд рублей, увеличившись на 39% в сравнении с предыдущим годом.
Согласно документу, положение основных игроков не изменилось. Как и годом ранее, в первую пятерку вошли «Кинопоиск», «Иви», Wink, Okko и Kion (игроки перечислены в порядке убывания).
Так, в общей выручке онлайн-кинотеатр «Кинопоиск»
$YDEX увеличил отрыв от идущего за ним «Иви» — 35,6% (годом ранее — 26,9%). У последнего доля в выручке сократилась — 17% по итогам 2023 и 20,3% — в 2022. Номер три, онлайн-кинотеатр Wink
$RTKM , долю, как и годом ранее, продолжал наращивать — 15,3% (13% в 2022).
Если разделить сегмент по игрокам, то в лидеры по выручке от лицензирования вышел Start (31%), далее «Амедиатека» — 27%, «Кинопоиск» — 18%, «Иви» — 13,5%, viju — 6%, Kion
$MTSS — 5%.
Сервис Okko
$SBER остался четвертым и незначительно потерял долю — 9,8% в 2023 и 12,3% в 2022. Пятый, сервис Kion
$MTSS , также сократил долю — 6,9% против 7,6%. Start и Premier подняли выручку до 6% — соответственно 4,5% и 4% по итогам 2022 года.
Если смотреть на рост выручки по компаниям, то здесь на первых строчках те же сервисы, которые сумели значительнее других нарастить свою долю в общей выручке. Так, выручка Premier выросла на 117%, «Кинопоиска» — на 93%, Start — на 76%, Wink — на 71%, Kion — на 32%.
К концу 2023 года в пятерку лидеров по количеству подписчиков на видеосервисы вошли «Кинопоиск» (25,1%), «Иви» (19,3%), Okko (12,8%), Wink (12,8%) и Kion (9,9%) — они занимают почти 80% рынка. Шестое место занял Premier (6,7%), но фактически он пятый, так как у Wink и Okko одинаковое число подписчиков. Аналитики отметили, что данные по Wink не учитывали слияние с more.tv. Их учтут в отчёте за первое полугодие 2024 года. Предварительно после объединения платформа набрала 5 млн платных подписчиков.
Онлайн-кинотеатры в России впервые вышли на безубыточность, о чем стало известно в конце июля 2023 года. Как пишет «Коммерсантъ», бизнес «Кинопоиска» начал окупаться во втором квартале 2023 года. Прибыльным также стал сервис ivi.
#стриминги