Что такое сопроводительное письмо и зачем его писать
Сопроводительное письмо прикладывают к резюме, чтобы объяснить работодателю, почему он должен выбрать именно вас, какую пользу вы можете принести компании. Еще сопроводительное письмо часто называют мотивационным, потому что в нем можно обозначить свой стимул работать и развиваться в компании и должности.
Сопроводительное письмо нужно не только для отклика на вакансию. Но, если вы его напишете и правильно оформите, сможете:
- привлечь внимание рекрутера, особенно если претендентов на вакансию много и у вас схожий опыт;
- рассказать о себе, если опыта нет или он нерелевантный, и объяснить, почему вы решили поменять сферу и как видите себя в ней.
Письмо не дает гарантий, что вас возьмут на работу или хотя бы откроют ваше резюме, но оно может помочь выделиться из общего потока соискателей. С его помощью вы показываете работодателю, что заинтересованы в вакансии, потому что как минимум потратили время, чтобы его написать, а не просто нажали на кнопку отклика. Значит, ваша мотивация выше, чем мотивация кандидатов, которые откликнулись без письма.
Как писать сопроводительное письмо
Сопроводительное письмо нужно построить с точки зрения пользы для работодателя. Для начала нужно хорошо изучить требования и обязанности вакансии и оттолкнуться от этого. Например, если в требованиях указаны навыки работы с таблицами — расскажите, что у вас есть опыт создания таблиц, сортировки данных и написания несложных функций.
С чего начать. Поприветствуйте работодателя и представьтесь. Расскажите, чем заинтересовала компания, вакансия, почему вам захотелось откликнуться. Если указано имя рекрутера, можно обратиться адресно: это покажет, что вы внимательно отнеслись к написанию сопроводительного письма.
Основная часть. Расскажите, почему хотите работать в этой компании и на этой позиции. Опишите профессиональные качества, которые помогут вам выполнять работу в этой роли. Объем этой части зависит от требований в описании вакансии: если их немного постарайтесь затронуть каждое и пояснить, почему вы подходите.
Заключительная часть. Здесь можно поблагодарить потенциального работодателя за то, что он уделил время. Оставьте свои контакты, например телефон и имейл и напишите приглашение к диалогу, например «Буду рад ответить на ваши вопросы».
Как оформить сопроводительное письмо. Кроме текста, важно следить еще и за оформлением.
Следите за размером
Письмо не должно быть больше одной страницы или 3-5 небольших абзацев, но сделайте его законченным по смыслу
Откажитесь от канцеляризмов
Например, «Доброе время суток. Прошу рассмотреть мое резюме на позицию…» звучит слишком сложно и шаблонно
Выдерживайте деловой стиль, но не слишком формальный
Откажитесь от страдательного залога и фразы «я являюсь…».
Виды и примеры сопроводительных писем
Короткая версия. Ее можно использовать, если отправляете формальное сопроводительное письмо, чтобы соблюсти требование платформы и не оставлять окно для отзывов незаполненным. Например, если вы откликаетесь на позицию линейного сотрудника — оператора колл-центра или менеджера по продажам. Здесь ваше резюме и так покажет работодателю, что у вас есть нужный опыт и навыки.
Пример короткого письма
Здравствуйте!
Я Мария. Меня заинтересовала вакансия оператора
Я работаю в продажах уже год. Работала в банке «Капитал» в качестве консультанта и операционного сотрудника. Опыт и места работы подробно описала в резюме.
Буду рада ответить на ваши вопросы в почте maria.petrova@mail.com или по телефону +7 912 209-01-83.
Расширенная версия. Используйте ее, если у вас мало опыта или большая конкуренция на позицию или в профессии в целом. Еще можно приложить ссылку на портфолио, если оно требуется.
Пример расширенного письма
Здравствуйте!
Я Мария. Меня заинтересовала вакансия младшего инвестиционного консультанта в вашей компании, потому что мне нравится работать с людьми, интересна сфера финансов и я хочу в ней развиваться.
У меня высшее экономическое образование по специальности «Управление капиталом» Университета международного капитала и инвестиций. Дополнительно я прошла курсы по финансовой грамотности от «Фин_курсовик», «Управление капиталом» от Miracle Finance и курс лекций профессора Хартмана по управленческому учету.
Во время учебы в университете работала ассистентом финансиста в брокерской компании Ivanov and Partners. У меня есть опыт работы в банке «Капитал» в качестве консультанта и операционного сотрудника в направлении корпоративных клиентов.
В этой должности основной моей задачей была коммуникация с клиентами по вопросам кредитования, предложений банка и решения различных вопросов — от зависшей платежки до открытия инвестиционных счетов.
Свободно владею программами MS Office, СRM Bitrix и 1С.
Детали об образовании, других местах работы написала в резюме (во вложении).
Буду рада ответить на ваши вопросы в почте maria.petrova@mail.com или по телефону +7 912 209-01-83.
Если нет опыта, важно рассказать о навыках, которые вы получили, например, в процессе стажировок, волонтерства или даже учебной практики.
Пример письма, если нет опыта
Здравствуйте!
Я Мария. Меня заинтересовала вакансия младшего инвестиционного консультанта в вашей компании, потому что мне нравится работать с людьми, мне интересна сфера финансов и я хочу в ней развиваться.
У меня высшее экономическое образование по специальности «Управление капиталом» Университета международного капитала и инвестиций.
Во время учебы в университете я работала волонтером на разных мероприятиях, например на чемпионате мира по футболу. Ездила на образовательные форумы. Люблю и умею общаться с разными людьми.
Сейчас прохожу курсы «Инвестиции» от Miracle Finance. Хочу развиваться в этой сфере и делаю свои первые шаги в качестве частного инвестора.
Свободно владею программами MS Office, пунктуальна и ответственна, во время учебы была старостой группы.
Буду рада ответить на ваши вопросы в почте maria.petrova@mail.com или по телефону +7 912 209-01-83.
Образец сопроводительного письма
Добрый день!
Меня зовут Дмитрий.
Я откликнулся на вашу вакансию, потому что меня вдохновляет компания «ООО» в банковской сфере. Еще я пользуюсь многими продуктами компании, например дебетовой и кредитной картами, а также мобильной связью. Хочу стать частью команды, которая делает удобные сервисы и заботится о своих клиентах.
Более пяти лет работаю в продажах. Предыдущие места работы и задачи, которые выполнял, описал в резюме.
Умею вести переговоры с крупными клиентами и хотел бы дальше развиваться в этой сфере. В результате мне удалось достичь таких показателей:
- Показатель № 1.
- Показатель № 2.
- Показатель № 3.
Буду рад попасть в вашу команду и усилить ее! Если у вас остались вопросы, готов ответить на них по почте d.ivanov@mail.com или по телефону +7 953 783-03-08.
FAQ
Зачем писать сопроводительное письмо?
Чтобы выделиться среди других соискателей и объяснить рекрутерам, чем вам понравилась вакансия и почему вы подходите под указанные в ней требования.
Прочитают ли мое сопроводительное письмо в Т‑Банке?
Мы внимательно читаем сопроводительные письма к откликам на вакансии, которые требуют опыта. Пишите про то, чем вам нравится работа в банковской сфере и каких успехов вы уже достигли.
Как оформить письмо, чтобы оно понравилось рекрутерам?
Хорошо, когда размер сопроводительного письма не превышает пяти небольших абзацев. Важно следить и за языком и стилем — откажитесь от канцеляризмов и лишних формальностей.
Нужно ли писать сопроводительное письмо отдельно для каждой вакансии, на которую я откликаюсь?
Идеально, когда письмо создано исходя из требований и пожеланий к кандидату, описанных в вакансии, поэтому лучше писать сопроводительное письмо для каждой вакансии отдельно.