Москва, Россия — 8 марта 2023 г.
Тинькофф Бизнес в рамках аналитического проекта Tinkoff Data изучил, как изменилась представленность женщин в российском бизнесе за три года. Для анализа использовались данные более чем о 900 тыс. клиентах Тинькофф Бизнеса и 220 тыс. клиентах Tinkoff eCommerce.
Основные выводы:
- Доля предпринимательниц в российском бизнесе составляет 39%
- Самый большой рост числа предпринимательниц приходится на маркетплейсы — за последние три года их количество увеличилось в 24 раза
- Средний возраст российской предпринимательницы — 38 лет
- 54% предпринимательниц смогли увеличить обороты бизнеса в 2022 году
- Самой популярной нишей онлайн-бизнеса для женщин стало образование
Доля женщин
По данным Тинькофф Бизнеса, по состоянию на начало 2023 года 39% российских предпринимателей — женщины. Год назад их доля составляла 36%, а три года назад — 32%.
В онлайн-бизнесе предпринимательницы представлены заметнее: доля женщин с собственным бизнесом на маркетплейсах и/или в интернет-магазинах составляет 52%, хотя годом ранее не превышала половины (49%) — c 2020 года их стало в 7 раз больше.
Если говорить только про женщин, которые ведут бизнес на маркетплейсах, с 2020 года количество предпринимательниц на этих площадках выросло в 24 раза. Сейчас на маркетплейсах торгует больше женщин (52%), чем мужчин (48%).
В целом, за последние три года общее число женщин-предпринимательниц в самых разных сферах увеличилось на 22%.
Возраст предпринимателей
Средний возраст российской предпринимательницы — 38 лет. Российскому мужчине-предпринимателю в среднем 37 лет.
Предприниматели, ведущие онлайн-бизнес, несколько моложе: средний возраст женщин — 36 лет, у мужчин — 34.
А еще моложе сегмент маркетплейсов — с 2020 года средний возраст женщин-селлеров уменьшился на два года, до 35 лет, а мужчин — на три года, до 33 лет.
Женщины успешнее мужчин в бизнесе
В 2022 году продажи увеличились у 54% предпринимательниц, при этом в среднем обороты их бизнесов выросли на 98% (медианное значение). Мужчины показали схожие результаты: 52% и 93% соответственно.
Среди самых популярных видов бизнеса, которые ведут женщины, — онлайн- и розничная торговля, а также услуги для физических лиц. Мужчины также преимущественно занимаются e-commerce, а еще строительством и торговлей в розницу.
Что касается женщин, имеющих собственные интернет-магазины, в прошлом году 38% из них смогли нарастить обороты в среднем на 118% (медианный рост). Если говорить о женщинах-селлерах на маркетплейсах — 57% из них увеличили обороты по сравнению с предыдущим годом — в 3,7 раза (медианный рост).
Среди женщин, которые занимаются онлайн-продажами услуг, самыми популярными категориями стали: «Образование» — куда входят обучающие курсы, репетиторство, а также «Туризм» — а именно бронирование экскурсий, путешествий и т. д. Самыми востребованными среди товаров стали одежда и всё для дома и ремонта. Мужчины торгуют онлайн в схожих категориях: в топе находится «Образование», за ним следуют «Дом и ремонт», «Одежда», «Автозапчасти и аксессуары».